сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


"Студенчество — прекрасное время, которое быстро заканчивается рабством"


    Профессор Высшей школы экономики, историк и политолог Сергей Медведев рассказал Anews.com о том, как менялось студенчество за последние десятилетия, почему преподаватель остается без обеда, если на лекции присутствуют китайцы, и почему многие упускают то лучшее, что могут дать студенческие годы. Сергей Медведев — кандидат исторических наук, профессор НИУ ВШЭ, теле- и радиоведущий, колумнист. По выбору студентов был назван лучшим преподавателем в 2011, 2012 и 2014 годах.
    Тематические разделы:
    Обучение и развитие персонала
    Общий менеджмент

    Дата публикации: 02.02.2017


    — Ваш преподавательский стаж — 22 года. Как изменились студенты за это время? Как влияет пропаганда последних лет на мнение студентов о политической ситуации и их мировоззрение?

    — Студенты, конечно, разные. Но мы в ВШЭ работаем скорее с более продвинутой, рефлексирующей частью молодежи. Все-таки, прежде чем попасть в «Вышку», человек проходит предварительный отбор. И он осознанно смотрит на происходящее вокруг, и у него есть серьезная критическая самозащита против пропаганды. Конечно, у них разные взгляды на то, что происходит в России. В целом, о тех, которым я преподаю, могу сказать, что их мозги не промыты. Но существует другой феномен — уход образованной молодежи от политики. Телевизор и другие инструменты пропаганды вообще мимо них проходят. Молодежь с меньшим уровнем образования, конечно, более подвержена пропаганде, но если брать студенчество, то в целом его ответом является аполитичность.

    — А как было, когда вы были студентом в середине 80-х?

    — Во время моей учебы в институте, я, напротив, очень сильно политизировался. Начиная с 1985 года я был за Горбачева и перестройку, как гражданин и личность я во многом состоялся именно благодаря этому человеку и тому делу, которое он начал. Я активно включился в политическую жизнь, дискуссионные клубы, активно выступал на комсомольских собраниях, и моя деятельность тогда настолько попала в струю, что мне предложили вступить в КПСС. Сейчас совершенно не стыдно об этом сказать. Но пробыл в партии всего год. Закончил университет, поехал на стипендию в магистратуру в Нью-Йорк, и там у меня появились совершенно новые источники информации, книги, которые в СССР еще были запрещены. Это и Варлам Шаламов, и Надежда Мандельштам, и многие другие. Вернувшись в Москву, я тут же вышел из партии. Так что, у меня в студенческие годы был сильный опыт политизации. «Происходит упадок книжной культуры»

    — Насколько отличается студент, сдавший вступительный экзамен в вуз, как вы, от студента, прошедшего по ЕГЭ?

    — У меня в этом плане ограниченный опыт, потому, что я сталкиваюсь уже с «ограненными бриллиантами». У меня студенты 4 курса или магистры, на «входных воротах» я не стою. Я могу в целом сказать: по сравнению с моим поколением падает уровень фонового историко-культурного знания. То есть, нынешние студенты могут построить математическую регрессию, но не знать исторических культурных фактов, имен писателей и поэтов, хоть минимально выходящих за рамки школьной программы. Что уж говорить о композиторах? Но это глобальный тренд — происходит девальвация гуманитарного знания, специализация задач. И в целом происходит упадок книжной культуры, которую заменяет интернет. Это поколенческий сдвиг. То же самое происходит и с иностранцами — у меня их много учится. Поскольку я читаю все курсы на английском, естественно, что у меня больше иностранных студентов, чем российских.

    — То есть, у вас сейчас нет ни одного курса в ВШЭ, который вы читали бы на русском?

    — Я много чего делаю на русском — веду семинары, пишу статьи, читаю лекции в городе, но мои официальные курсы все на английском. Это сознательный выбор — я считаю, что это очень важно для интернационализации «Вышки» — к нам едут сотни иностранных студентов, в том числе из Западной Европы и Америки. «Китайский студент тебя живым не отпустит, это точно!»

    — А что вы можете сказать про студентов из Китая? Мне кажется, что это отдельные люди, они душу вынут из преподавателя, чтобы получить от него максимум знаний.

    — Да, китайский студент тебя живым не выпустит, это точно! Если у тебя в группе китайские студенты, это значит, что не будет перерывов между лекциями. Потому, что они отжимают из учебного процесса все, что возможно. Есть 20 минут, которые я мог бы использовать, чтобы пойти пообедать, но китайские студенты окружат и закидают дополнительными вопросами. Они очень прилежны, никогда не будет такого, чтобы китайский студент сидел мечтал или читал что-то в смартфоне. Они отличники, сидят на первой парте и ловят каждое слово, конспектируют. Разница в менталитете между ними и остальными студентами огромна. Российские и европейские студенты в этом плане гораздо ближе.

    — Есть ли студенты, которые запомнились надолго? И чем?

    — Конечно есть! И русские, и иностранцы, мы до сих пор со многими поддерживаем связь. Запомнились своими работами, прежде всего, письменными — в них человек раскрывается лучше всего. Нетривиальными взглядами, неожиданными вопросами. Многие из них хорошо продвинулись, некоторые стали преподавателями «Вышки». Кто-то продолжает учиться — в Гарварде, в Колумбийском университете, в Кембридже. Если говорить о конкретных работах, один российский студент, который давно уже стал моим помощником и коллегой, провел совершенно замечательный анализ фильма Александра Сокурова «Русский ковчег», другой студент из США сделал блестящий политэкономический разбор путинской системы. Я его даже попросил прочитать несколько лекций другим студентам. У меня же, помимо «Вышки», есть другое направление деятельности — зимние и летние школы под названием Escapes From Modernity. Их уже прошло двадцать, это такой, по сути, волонтерский проект, который я делаю с моими студентами, мы проводим их в удаленных от цивилизации местах Европы и мира.

    — Где они проходят?

    — Главная, базовая школа, которая в этом году состоится в одиннадцатый раз, всегда проходит в августе в Лапландии на биологической станции университета Хельсинки. В 400 км за Полярным кругом в глубине тундры есть поселок под названием Килписъярви, в нем мы с коллегой из университета Хельсинки каждый год собираем группу студентов на 7-10 дней и ведем лекции и семинары, обсуждаем фильмы, ходим в тундру, ездим в Норвегию на фьорды.

    Еще одна школа будет через пару недель проходить в Эстонии. Она проводится вместе с Тартуским университетом в лесах в окрестностях курорта Отепя, в местечке под названием Кярику, где в свое время проводил свои школы Юрий Лотман. Там часть времени посвящена физической нагрузке, катанию на лыжах, все остальное время проводим в дискуссиях и семинарах. Проходили школы и в баварских Альпах, и на холмах Каталонии, в окрестностях Барселоны. В этом году вместе с профессором Европейского университета во Флоренции Александром Эткиндом проводим школу в Тоскане, а также планируем архитектурную школу в России, в Никола-Ленивце в Калужской области. Кстати, о запомнившихся студентах. В Лапландии у нас был один студент-философ, который находился в процессе внутреннего поиска, самоопределения. Ходил босиком, на лекции не являлся, бродил где хотел, брал лодку, уплывал на середину тундрового озера. С ним было очень сложно, и мы всю эту школу выясняли отношения. Я никогда не применяю жестких мер, но здесь все-таки пришлось оказать дисциплинарное воздействие. В итоге он в конце концов вписался в работу школы и получил диплом. Потом несколько месяцев спустя ко мне пришли его родители. Они сказали: «Мы извиняемся, что подложили вам большую свинью. Наш сын был неуправляемым, и мы от отчаяния отправили его в вашу школу. Но теперь он резко изменился, другим человеком приехал из Лапландии». Север меняет людей. «Сейчас утрачивается дух студенчества, критики, бунтарства» — Что бы вы посоветовали нынешним студентам? — Быть настоящими студентами, потому, что сейчас утрачивается дух студенчества, критики, несогласия, бунтарства. И даже хулиганства в определенных пределах. Очень часто студенты прямо с первых курсов становятся будущими чиновниками или менеджерами. Они очень рано взрослеют и приходят в вуз уже с какой-то программой в голове. А это время, когда надо быть губкой, которая в себя все впитывает. Это уникальные годы, и люди просто не понимают, что это прекрасное время очень быстро закончится той или иной формой рабства. Рабочего, корпоративного или еще какого-то. Хочу пожелать им как можно больше свободы, в том числе, политической, критического мышления, недоверия к авторитетам и открытости к переменам.


    Источник


    Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также
    Корпоративные клиенты обучающих организаций.

    Любая организация, предоставляющая образовательные услуги в области управленческих дисциплин (менеджмент, маркетинг, финансы), заинтересована в сотрудничестве с компаниями, ориентированными на последовательное обучение своего управленческого персонала. Такие компании принято называть корпоративными клиентами обучающих организаций
    Как организовать обучение персонала в период кризиса

    Во время кризиса резко падают расходы компаний на все, что не приносит результатов сегодня. Расходы на обучение в большинстве случаев урезаются в первую очередь. А это значит, что большинство компаний не считают семинары и тренинги чем-то, что может принести пользу быстро. Давайте рассмотрим, что заставляет их так думать.


    Модель PRO в коучинге
    Модель PRO в коучинге

    Часто клиент коуча приходит на сессию с проблемой. Особенно часто это случается, когда клиент приходит к коучу в первый раз и еще не знает: что такое коучинг, какие правила игры, с чем лучше работать в коучинге, а с чем будет полезнее обратиться к психологу или консультанту.

    О системах анализа результатов корпоративного обучения

    Суммарный объем корпоративного дистанционного обучения в США оценивается в несколько млрд. долл. С каждым годом эта сумма увеличивается, и, согласно прогнозам, должна составить в 2006 г. 23,7 млрд. долл

    В ГосДуме предложили облегчить подтверждение профквалификации для безработных со стажем работы

    Законопроектом предлагается наделить региональные органы власти правом организовывать независимую оценку квалификации таких граждан
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM